Телефон для записи на прием

Заказать звонок

Все чаще мы, юристы, задаемся вопросом: для кого у нас «пишут» законы? Для граждан или для чиновников? И как бы печально не было, но перевес у нас явно в пользу последних.

В данной статье речь пойдет о статье под номером 53 в Жилищном кодексе РФ, которая предусматривает для такой категории граждан, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, последствия в виде пятилетней «отсрочки» для постановки на жилищный учет в результате умышленного (намеренного) ухудшения своих  жилищных условий. 

Однако,в законе отсутствует перечень условий и критериев, при осуществлении и соблюдении которых, подобные действия граждан в отношении своей жилой недвижимости могут квалифицироваться как умышленные или намеренные.

В то же самое время список действий, которые просто влекут ухудшение жилищного положения, содержит Закон г.Москвы №29.

К ним относят действия:

  •    по изменению порядка использования жилья вследствие совершения каких-либо сделок;
  •    если произведен обмен одного жилья на другое;
  •    по выселению граждан по решению суда;
  •    если изменился состав семьи (при расторжении брака, например);
  •    если в квартиру или дом вселены другие лица;
  •    если произошел выдел доли;
  •    при отчуждении имеющегося жилья или его доли.

Там же прописаны и действия, которые не являются влекущими ухудшение жилищных условий.

Впрочем, как понять, когда человек делает это намеренно? Ведь ни в одном нормативно-правовом акте гражданско-правового характера  не содержаться критерии «умышленности» или «намеренности». Тут или психология или уголовный закон. Но указанные выше действия относятся, исключительно, к гражданско-правовой сфере, и ни о какой уголовной статье речи быть не может.

Стало быть, закон не содержит трактования такого понятия как «умышленное ухудшение жилищных условий», а лишь предусматривает санкции за него.
Мягко говоря, это «очень удобная» статья для нашего чиновничьего аппарата…Ведь они могут по своему усмотрению, так сказать, внутреннему убеждению, расценивать практически любые действия граждан, как преднамеренные или нет. 

И это, естественно, вызывает негодование не только со стороны нуждающегося в жилье народа, но и их правозащитников.
Так как же бороться с этой «плешью» в жилищном законодательстве? Как преодолеть желание чиновников расценивать указанные действия по ухудшению жилищных условий как умышленные или намеренные?

Ведь довольно часто ухудшение жилищных условий может случиться из-за безысходности в возможности решить жилищный вопрос другим способом или из-за тяжелого материального положения.
Некоторые граждане уже пытались обращаться в Конституционный суд РФ с жалобами на эту злосчастную 53 статью Жилищного кодекса(Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О).

 Но суд оставил ее неизменной, однако, одно из его определений внесло некоторую ясность о смысле этой статьи.
А именно речь шла о том, что применение установленной статьей53 ЖК РФ санкции в виде ограничения в постановке на очередь может быть допустимой только тогда, когда граждане совершили эти действия, имея только цель создания фальшивого (искусственного) ухудшения жилищных условий.

Более того, согласно нормам гражданского законодательства защита гражданских прав непосредственно зависит от того, насколько эти права исполнялисьпо понятиям разумности и добросовестности, которые, между тем, всегда предполагаются, а, значит, законны.

Но это все в теории. А на практике такие вопросы решаются только в суде.
Именно положительная судебная практика по оспариванию распоряжений об отказе в постановке на очередь вследствие умышленных (намеренных) действий по ухудшению жилищных условий помогает бороться с такой «политикой»органов жилищного учета.

Мы каждый день принимаем большое количество обращений,
поэтому юристы ведут прием только по предварительной записи.

или позвоните по телефону

Наверх