Телефон для записи на прием

Заказать звонок

Федеральная инспекция труда - контролирующая структура. Инспекция труда может проверить любую фирму или предпринимателя. В первую очередь тех, кто не нашел общего языка с собственными работниками, ведь недовольные сотрудники очень часто подают жалобы в трудовую инспекцию. В этом случае инспекторы приходят в организацию с проверкой.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Полномочия инспекции труда

Чтобы быть готовым к визиту трудовых инспекторов, нужно знать, какие полномочия может осуществлять эта контролирующая структура.
Федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

  • осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
  • ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  • осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
  • готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
  • иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Этот перечень закреплен в ст. 356 ТК РФ.

Какие права есть у инспекторов

Чтобы быть готовым к визиту трудовых инспекторов, нужно знать, какие полномочия им предоставлены законодательством.
Для осуществления перечисленных полномочий закон наделил инспекторов следующими правами:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в т.ч. требованиям технических регламентов), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Периодичность проверки

Плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица, а продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. Таково требование Федерального закона от 08.08.01 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (ред. от 30 декабря 2006 г.).
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Внеплановой проверке подлежит деятельность организаций в случаях:

  • выявления ранее нарушений и выдачи соответствующих предписаний;
  • возникновения аварийных ситуаций;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды;
  • обращения граждан, организаций с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

Что должны предъявить инспекторы

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Это общее требование к проверкам всеми контролирующими органами. Оно закреплено в Федеральном законе от 08.08.01 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении или приказе о проведении мероприятия по контролю.
Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано представителю проверяемой организации, одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего.
В распоряжении должны быть указаны:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проводимой проверки;
  • правовые основания проведения проверки, в т.ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания проверки.

Вся информация о распоряжении должна быть внесена в журнал учета проверок
Обязательно сделайте копию распоряжения или перепишите данные инспекторов
Если в распоряжении не указано что-то из вышеперечисленного, следует сделать запись об этом в журнале. Например, если не указана дата проведения проверки, лучше сделать запись: "Дата не указана", а не оставлять поле пустым.
Если инспекторы не предъявили вам распоряжение о проведении проверки и служебное удостоверение, вы вправе отказать инспекторам. Такая проверка незаконна.

Пример
Инспектор пришел на фирму с внеплановой проверкой. Распоряжение он не предъявил, мотивируя это тем, что просто хочет посмотреть, как исполнено предписание. Руководитель фирмы не пустил контролера в офис.
В свою очередь, инспектор обвинил руководителя в том, что тот препятствует проверке, и попытался через суд оштрафовать его по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)".
Однако суд признал, что руководитель действовал законно.
Если к вам с проверкой пришли несколько человек, посмотрите, указаны ли они в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот инспектор, фамилия которого есть в предъявленном документе.
Если у инспекторов все в порядке с документами, лучше их впустить и не мешать проверке, а постараться все представить
Обратите внимание на предмет и цели проверки. Инспекторы не могут выходить за их рамки. Например, если тема проверки - начисление и выдача заработной платы, то проверять вопросы, связанные с увольнением работников, контролеры не вправе. Так сказано в ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 N 134-ФЗ.

Обязанности инспекторов труда

Государственные инспекторы труда обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей. Они обязаны соблюдать:

  • охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности;
  • считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. То есть, вас могут проверять, а вы даже и представлять об этом не будете. Например, инспектор под видом соискателя, пришедшего на собеседование, может выяснять у вас о том, "белая" ли зарплата в вашей организации. По закону он не обязан вам сообщать, что он - инспектор, и пришел с проверкой. Получается, что ситуация схожа с проверочной закупкой, когда инспекторы выступают в роли покупателей.
Помните: лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами. Так, ст. 19.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Штраф за это нарушение: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.

Что проверяют инспекторы

Трудовые инспекторы проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают трудовое законодательство.
Следует помнить, что за нарушение трудового законодательства должностные лица фирмы (руководитель, начальник отдела кадров, главный бухгалтер (в части выплаты заработной платы) или предприниматель могут быть оштрафованы. Так, например, в ст. 5.27 КоАП РФ сказано, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 ч руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. А нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Обычно трудовики начинают проверку с изучения свидетельства о регистрации и устава фирмы. Затем инспекторы смотрят трудовые договоры. Очень частое нарушение со стороны работодателей - отсутствие трудовых договоров.

Обратите внимание!
Все страницы трудового договора должны быть подписаны и работодателем, и работником. В этом случае работник не сможет заявить, что подписывал совершенно другой договор

Еще одно нарушение, которое часто находят инспекторы, в трудовом договоре не прописаны права и обязанности работника. Работодатель, конечно, может сослаться на должностную инструкцию, но трудовики советуют этого не делать.
В законе сказано, что на испытательный срок нельзя уменьшать заработную плату работника. В противном случае при проведении проверки инспекторы заставят вас доплатить недостающую сумму. Кроме того, вам грозит штраф.
Помимо трудового договора с сотрудниками часто заключается коллективный договор. Если его нет, то штрафовать вас не станут. Инспекторы могут лишь рекомендовать работникам заключить его. И если сотрудники прислушаются к этому совету, то вам придется смириться.
Если коллективный договор на фирме есть, нужно учитывать его положения. Вы нарушите закон (ст. 8 ТК РФ), если предусмотрите в трудовом договоре условия, ухудшающие положение работника по сравнению с коллективным договором.

Пример
В коллективном договоре фирмы было записано: "Установить пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями". Однако в трудовых договорах с продавцами была установлена шестидневная рабочая неделя общей продолжительностью 40 часов.
По результатам проверки инспектор труда предписал выплатить всем работникам, которые работали по субботам, компенсацию. Кроме того, руководителя фирмы оштрафовали за нарушение трудового законодательства по ст. 5.27 КоАП РФ.
В ходе проверки инспекторы обязательно проверят трудовые книжки, поэтому нужно их оформлять своевременно и правильно. Фирма обязана оформить этот документ на каждого сотрудника, проработавшего свыше пяти дней, за исключением совместителей (ст. 66 ТК РФ).
Обратите внимание!
Трудовые книжки должны храниться у работодателя. Если работник просит ее на руки, выдайте ему заверенную копию, иначе вам грозит штраф
Просмотрев трудовые книжки, инспекторы проверят, заполняют ли в организации личные карточки работников. Важно, чтобы эти документы были правильно заполнены и содержали все подписи.
Трудовой распорядок фирма должна установить в так называемых правилах внутреннего трудового распорядка. Об этом говорится в ст. 189 ТК РФ. Инспекторы обязательно проверят наличие этого документа.
С правилами внутреннего трудового распорядка организация обязана ознакомить каждого сотрудника под роспись. Утверждает правила внутреннего трудового распорядка руководитель организации с учетом мнения представительного органа работников (если он есть) (ст. 190 ТК РФ).
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц. Выплачивая зарплату, работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о ее составных частях, основаниях и размерах удержаний, а также общей сумме, подлежащей выплате. Форму расчетного листка, выдаваемого работнику, должен разработать сам работодатель.
Инспекторы обязательно проверят, выдают ли работникам расчетные листки, и есть ли на предприятии приказ об утверждении формы этого документа
Чтобы определить сроки расчетов при увольнении или отпуске, инспекторы посмотрят соответствующие приказы, лицевой счет, платежные документы.
Рассчитать работника работодатель обязан в день увольнения, а при отпуске - за три дня до его начала (ст. 136, 140 ТК РФ).
Если работодатель нарушит эти сроки, ему придется выплатить работнику зарплату с процентами в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Кроме того, инспекторы могут оштрафовать руководителя фирмы или главного бухгалтера по ст. 5.27 КоАП РФ на сумму от 1000 до 5000 руб. (см. приложение).
Каждый работодатель должен составлять график отпусков, чтобы учитывать очередность ежегодных оплачиваемых отпусков своих сотрудников. Это указано в ст. 123 ТК РФ.
График отпусков утверждает руководитель организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. Если в течение года в график нужно внести изменения, руководитель издает об этом приказ.
Руководитель кадровой службы должен ознакомить своих сотрудников с графиком отпусков после того, как его подпишет руководитель, а также за две недели известить каждого работника о начале отпуска. Это инспекторы обязательно проверят.
Ни одна проверка не обходится без изучения кадровых приказов. Фирма обязана ознакомить с ними работника под роспись. Если вы этого не сделали, придется платить штраф.
В первую очередь инспекторы посмотрят приказы о приеме на работу, о переводе, об отпусках, об увольнении, о командировке, о поощрении.
Инспекторы могут просмотреть и другие приказы, которые так или иначе связаны с вопросами проверки. Например, о дисциплинарных взысканиях, о сверхурочных работах, об отстранении от работы, о временном переводе из-за производственной необходимости и т.д.
Имейте в виду: в ст. 192 ТК РФ предусмотрены только три дисциплинарных взыскания: замечание, выговор, увольнение. Применять другие (например, понизить в должности) работодатель не вправе.
Кроме того, нельзя за один проступок назначить сразу несколько взысканий (ст. 193 ТК РФ).

Пример
Директор магазина вынес продавцу Иванову выговор за прогул и уволил его по той же причине.
Инспектор труда предписал Иванова восстановить, потому что за одно и то же нарушение нельзя применять сразу два взыскания. В результате руководитель фирмы был оштрафован согласно на 1000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).
Работодатель обязан обеспечить на предприятии безопасные условия и охрану труда. Так сказано в ст. 212 ТК РФ.
В первую очередь инспекторы проверят, ознакомлены ли сотрудники с правилами техники безопасности. Это нужно сделать, как только с работником заключен трудовой договор. Факт инструктажа необходимо зафиксировать письменно. Лучше всего завести журнал инструктажа по охране труда.
Для некоторых категорий работников предусмотрены предварительные (перед приемом на работу) и последующие медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ). Организовать их обязан работодатель.
Если вы допустили к работе сотрудника, который не прошел инструктаж по охране труда или обязательное медицинское обследование, то вам грозит штраф.

Как оформляются результаты проверки

После проверки инспекторы должны составить акт и сделать запись в журнале учета мероприятий по контролю.
Журнал учета оформляет сама организация или предприниматель
Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у инспектора, а другой вручается представителю фирмы под расписку.
Если инспектор обнаружит нарушение трудового законодательства, он обязан составить протокол.
Чтобы устранить выявленные в ходе проверки нарушения, инспектор выносит на имя директора фирмы предписание, в котором указывает, что и в какие сроки нужно сделать.
Вы должны сообщить инспектору об исполнении предписания в сроки и способом (по телефону, приехав лично), установленные инспектором.
Получив сообщение, инспектор решает, проводить ему повторную проверку или нет.
Если вы не выполнили предписание в установленный в нем срок, инспектор составит протокол об этом нарушении и отправит его в суд. За невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица) об устранении нарушений законодательства ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание: наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Мы каждый день принимаем большое количество обращений,
поэтому юристы ведут прием только по предварительной записи.

или позвоните по телефону

Наверх